Методы обнаружения и оценки опасности дефектов сварки и усталостных трещин

Методы обнаружения и оценки опасности дефектов сварки и усталостных трещин

Усталостные трещины, начинающиеся па поверхности элемента конструкции, обычно могут быть обнаружены до значительного распространения либо при визуальном осмотре, либо с помощью какого-либо метода контроля поверхности, например магнитного метода или метода проникающего красителя. Трещины часто встречаются в местах концентрации напряжений, обусловленной дефектами конструктивного или технологического происхождения, а также случайными надрезами, которые во многих случаях можно устранить. Усталостные трещины, начинающиеся от внутренних дефектов материала, часто бывает трудно обнаружить. В начальной стадии развития такие трещины могут быть даже незаметны на рентгенограммах.

Наиболее надежным методом обеспечения прочности конструкции правильно спроектированного сварного моста при правильной технологии сварки является создание действенной системы технического контроля при изготовлении элементов конструкции и сборке ее. Можно также рекомендовать проверку качества сварных швов в зонах действия высоких напряжений каким-либо методом, не требующим разрушения материала, например, путем просвечивания рентгеновскими лучами или улучами ультразвуковым или магнитным методом, или методом проникающего красителя. Также рассмотрены различные встречающиеся дефекты сварных соединений и оценено влияние этих дефектов на статическую прочность соединений и сопротивление усталости.

Более острые надрезы вызывают более значительную концентрацию напряжений. Можно ожидать, что трещина в металле будет вызывать более значительную концентрацию напряжений, чем цепочка той же длины из небольших дефектов или газовых пузырей сферической формы. Равным образом цепочка дефектов, расположенных близко один от другого и почти сливающихся в одну непрерывную полость, будет вызывать более значительное понижение прочности по сравнению с теми же дефектами, распределенными в том же количестве по сечению элемента конструкции.

В настоящее время особенно трудно бывает дать количественную оценку влиянию внутреннего дефекта в стыковом сварном шве на  сопротивление соединения усталости.

Скорость распространения такой трещины зависит от уровня напряжений в элементе конструкции, соотношения размеров трещины и поперечного сечения элемента, ориентировки трещины, свойств материала и других факторов. Однако после того, как трещина достигнет размеров, при которых ее можно видеть невооруженным глазом, скорость распространения ее обычно бывает так высока, что оставшийся срок службы элемента конструкции до разрушения составляет только небольшой процент от общего срока службы.

При проверке деталей конструкции с целью обнаружения усталостных трещин следует помнить, что преобладающую роль при образовании и развитии их играют напряжения растя же Кия. Усталостные трещины обычно бывают ориентированы перпендикулярно направлению максимального напряжения растяжения. В сварных конструкциях усталостные трещины могут возникать в сварном шве, в переходной зоне между швом и основным металлом, а также в основном металле. При неровной или слегка выпуклой поверхности сварного шва усталостные трещины иногда бывает очень трудно обнаружить без специального оборудования, описанного далее.

Читайте так же:

008 014 003 031 001 037 gazoviy-kotel 033

Комментарии запрещены.

Явление усталости

006 012 007 031 017 015
Усталость конструкций
Сопротивление усталости